+7 937 211-22-23Андрей Саймаков

Как мы продавали «Чебоксары»

У нас в стране люди близкие и не очень близкие к анимации постоянно фантазируют на тему «А почему же у нас нет своего российского мульт-сериала хотя бы типа «Южного парка»? Мы, в студии «Антимульт» пробовали его создать и вот, что из этого вышло получается. Этой истории в общем-то уже больше 3 лет и точка в ней все еще не поставлена.

Однажды вместе со своим родным братом Павлом мы за вечерним разговором прикинули, а как бы мог выглядеть российский мульт-сериал типа «Южного парка», ну или Симпсонов. И набросали тога интересную концепцию мульт-сериала — «Чебоксары» (подробнее о ней — ниже). Учитывая, что я руковожу студией «Антимульт» и опыт создания мульт-сериалов у нас имеется, мы решили попробовать этот концепт воплотить. Забегая вперед скажу, что идея дошла до презентации топ-менеджерам ТНТ, СТС, 2×2, MTV, Comedy Club Production. Но обо всем по порядку.

Конецепт

В обычном российском городе Чебоксары живет обычная российская семья Бедоносцев, их соседи и друзья:

Оргий Бедоносец — отец семейства:

Мама семейства Ада Петровна Бедоносец:

Их сын Вилен Бедоносец:

Друг Вилена Медведь:

Элвис:

Еще есть друг Вилена Банан, 100 китайцев (как единый персонаж, живущий в однушке), девушка Даша, школьники, мэр города и так далее.

Гениальные образы к концепту создал художник Илья Сивов, дизайн-концепт — Маша Белянинова, а мой брат Павел Кудеров даже срежиссировал и санимировал тизер по стихийно написанному мною сценарию «Телепорт» с участием Шварценеггера и боевой армии Горбачевых (отдельное большое спасибо Денису Колесникову и всему его «Кураж-Бамбею» за озвучку):

В целом, всем нравилось. Мы настрогали 3 сценария, подсчитали, что проект может быть рентабельным, если, скажем, некий телеканал будет заказывать у нас 25-минутную серию за $40–50 тысяч (что с одной стороны значительно дешевле закупки ТНТ «Нашей Russia», а с другой — такие деньги можно тратить только на супер-праймовый рейтинговый контент).

И с помощью одного человека с мягко говоря неоднозначной бизнес-репутацией, зато со связами, мы стали договариваться и проникать с этим концептом на презентации в некоторые высшие кабинеты развлекательного телевизионного менеджмента.

2×2

Гендиректор 2×2 (а сейчас еще и MTV) Роман Саркисов сразу охладил наш пыл разумной арифметикой: показ серии «Симпсонов» любому федеральному российскому каналу обходится примерно в $1000. А «Симпсоны» — это гарантированный высококачественный продукт, хоть и не местного производства, зато с бюжетом под $1 млн за серию.

Более того, позволить себе производить получасовую единицу телеконтента дороже $30 000 могут себе теоретически могут себе позволить только первые 6 кнопок: Первый, Россия, НТВ, СТС, ТНТ, ДТВ. А у «2×2» даже в самый прайм-тайм реклама вокруг этой анимационной серии никак не принесет каналу более $30 000. И даже несмотря на то, что показывать можно несколько раз и пробовать продавать права на Украину да еще и выпустить полумертвый формат DVD, эта задумка рискует никак не окупиться.

Варианта было два: снизить себестоимость производства за счет заметного упрощения анимации — а тут это не самое главное, но Роман Саркисов приглядевшись к «Чебоксарам» все же вежливо сказал, что это не его формат.

В общем, учитывая, что на «Первый» проскочить без связей совсем не удастся, а «Россия» и НТВ все равно такой формат для своего прайм-тайма не возьмут, мы поняли, что потенциальных покупателя концепта и сериала всего два: ТНТ и СТС.

ТНТ, СТС, ДТВ, Рен-ТВ

Гендиректор ТНТ Роман Петренко тепло воспринял проект, похвалил и спустил его своему заместителю, творческому «церберу», режиссеру и продюсеру Александру Дулерайну. Дулерайн забраковал наши сценарии и показал пылящийся который год на своей полке отличный комедийный концепт «REClama» с 24 полностью написанными и реально смешными сериями. Отснятый пилот по этому концепту забраковали и пришла идея сделать мультфильм, а не телесериал. Но это уже отдельная история и к «Чебоксарам» отношения не имеет. В общем, нас завернули.

Руководство СТС также послушало и поулыбалось и сказало, что подумает. Понятное дело, что без последствий.
Я также консультировался у сооснователя телеканала Рен-ТВ Дмитрия Лесневского, который когда-то запускал 3D-мульт-сериал «Дятловы», который не особо оправдал возложенных на него надежд.

Наконец мы даже съездили в Киев к руководителю единственного основного холдинга, держащего контрольный пакет зрителей и под десяток телеканалов. Денег у него на контент примерно 20% от аналогичных каналов в России.

Выводы из общения с телеруководством вышли такие:

  1. Зарубежный контент дешевле. Зачем ТВ-каналам рисковать делать свой дорогостоящий продукт, если можно купить на телерынке за $300–1000 права на показ самых крутых мировых анимационных сериалов, сделанных не в России?
  2. Анимация дорогая. Сериальная анимация пристойного качества не может стоить меньше $30 000 за 25-минутную серию. Такие вложения в контент могут себе позволить очень только небольшое количество телеканалов.
  3. Анимация — не прайм-таймовый продукт. Платить $30 тысяч и выше (например, серия «Нашей Раши» стоит ТНТ дороже $100 тысяч) имеет смысл только за гарантированно праймовый продукт. А сериальная анимация исторически еще не была в прайм-тайме с высокими рейтингами. («Мульт личности» тут не в счет). Поэтому никто из топ-каналов не хочет рисковать.
  4. Единственный коммерческий путь для качественной анимации — монетизация по модели «Смешариков». Себестоимость серии — $70 000, каналы платят на уровне цены западного контента, а то и вовсе ничего не платят за показ. Более 95% выручки идет от прав на использование «Смешариков» — от зубной пасты до сотового тарифа «Смешарики».

Интернет

Конечно можно бы наплевать на все телеканалы и делать укороченные серии по 3–4 минуты для интернета, но тогда пропадает экономика всей затеи. Все же создание мультфильмов — штука затратная, и себестоимость сериального мультфильма все равно получается не меньше 25–30 тысяч рублей за минуту — это работа режиссера, художников, аниматоров, актеров, звукорежиссеров. Соответственно и одна интернет-серия в производстве будет стоить не меньше 60–100 тысяч рублей. Окупать такие затраты с помощью Youtube, не сказать что невозможно (если это +100500-то да, это прибыльно), но очень сложно. Впрочем, если продавать пре-роллы — короткие ролики перед серией по 100 тысяч рублей каждый, чтобы хотя бы окупать производство, это было бы возможно. Если бы каждую серию смотрели хотя бы по 200 тысяч человек и больше, это гипотетически было бы оправданно для рекламодателя.

Пока такого рекламодателя мы не нашли.

Зато подумываем теперь сделать с нашим Медведем школу мата — онлайн-обучалка для иностранцев, как правильно разговаривать на могучем. «Доколе?!« — как говорится. И дальше матом.

Максим Кудеров

Покупка доли домовладения за материнский капитал

Ролик для компании LinguaLeo.com

Снимок экрана 2014-11-25 в 15.44.41

Как привести своё тело в порядок?

сриншот

Советская гимнастика для Infowatch

Компания Infowatch не только связана с Kaspersky, но и делает множество полезных для бизнеса продуктов. Например, продукт EndPoint Security.

Что такое факторинг

Очередной «объясняющий как что работает» ролик нашей студии

Как из нефти и газа получаются окружающие нас предметы

Ролик для компании «Сибур»

LifePay — терминал по приему VISA/Mastercard в твоем iPhone

Объясняющий ролик о стартапе LifePay, который делает возможным принимать пластиковые карты

Почетное 6-е

Top лучших flash-студий России

4 ролика про BackStage CDN

4 замечательных коротких ролика для демонстрации на выставке и семинарах по продвижению инновационного продукта BackStage CDN.

9 роликов для Высшего арбитражного суда

Далеко не все у нас в стране через жопу